Детская тренировка по тайскому боксу
Уже сотни раз было сказано и написано, что быть тренером может не каждый. Детским тренером – тем более. Дети, конечно, цветы жизни и все такое, но работать с ними нужно уметь. Там много нюансов и тонкостей, о которых обычные люди даже не подозревают. Чтобы немного подробнее разобраться в этой теме, мы отправились на тренировку к одному из лучших детских тренеров страны Виталию Тишурову и расспросили его о самом главном.
Тренировка в клубе на улице Социалистической была назначена на 15:00, но первые ребятишки начали подходить уже к половине третьего. Большую часть из них, конечно, приводили родители, но некоторые справлялись и самостоятельно.
Тишуров, как и полагается тренеру, пришел последним. К этому времени в зале уже вовсю кипела жизнь: дети такого возраста тихо сидеть без дела не умеют в принципе. Но с появлением тренера все быстро успокоились и принялись за работу – началась разминка. Разминка вполне стандартная: скакалка, пресс, несложные связки ударов. Но на фоне этой обычности все равно было кое-что выделяющееся: поскольку эта группа для детей самого младшего возраста, трое взрослых мужчин очень явно бросались в глаза.
– Им тоже от 7 до 11?
– Знаете, вместо того, чтобы убиваться в планшете в коридоре пока идет тренировка, родители вместе с детишками занимаются. И это очень-очень классно. Во-первых, когда детки видят пример от родителей, тренировочный процесс проходит гораздо лучше. Родителям же всегда хочется подсказать что-то своим детям. И одно дело, когда они не в теме, и совсем другое – когда ребенок меня слышит, родитель меня слышит и потом мои же мысли доносит – это такой хитрый ход :).
– Есть мнение, что родители не должны тренировать своих детей.
– Попробуй сказать об этом родителям :). Я же нахожусь рядом с детьми не 24 часа в сутки, а только на тренировках и соревнованиях. А родители всегда рядом, они могут что-то подкорректировать. Плюс самостоятельная работа дома – все это тоже приветствуется.
– Сколько лет самому младшему ребенку в этой группе?
– Никитос, сколько тебе лет? – Тишуров обращается к мальчику с немного испуганными глазами.
– Шесть.
– Получается, здесь – шесть, но в вечерней детской группе есть и пятилетние, но это в виде исключения.
– В каком возрасте лучше всего начинать заниматься тайским боксом?
– Исходя из опыта, мне кажется, с семи лет. Бывают исключения, когда ребенок более младшего возраста слышит тренера, понимает, не нарушает дисциплину — тогда можно и пораньше. Но я все-таки считаю, что лучше с семи. Такие дети уже готовы тренироваться.
Пока внимание тренера было немного отвлечено, дети в дальнем углу зала заметно расшумелись. Но ненадолго – Тишуров быстро приструнил их:
– Что там за кружок болтунов? А ну-ка сюда перебрались, а то спрятались там от всех! Отфотографировались и все что ли? Тренироваться за вас кто будет?
Ребятишки сразу притихли, а Тишуров продолжил рассуждать о родителях:
– Они мне очень большую помощь оказывают. Бывает, выезжаем на соревнования командой по 15-20 человек. Случается, что ребята дерутся на нескольких рингах одновременно. А нужно же подготовить, на лапах подержать, растереть, помочь экипировку надеть и вывести на бой отсекундировать. Столько пунктов и это по каждому малому. А родитель разогреет, с формой поможет, а мне останется уже на лапах подержать, настроить на бой и отсекундировать. Бывают ситуации, когда мне родители к рингу уже готового ребенка подводят, я только что выступившего с ринга снимаю, а этого сразу закидываю. Конвейер в хорошем смысле слова :).
– Вы давно тренируете детей?
– Как только я начинал в 2009 году тренировать, уже тогда у меня были первые детки. А так, чтобы отдельная группа детская, то три года.
Разминка была окончена, и пора было переходить ко второй части тренировки.
– Ребятки, построились. Никитос, если ты самым последним станешь в строй, будет тебе 20 отжиманий, – даже самому младшему тренер не дает поблажек. — Взрослые, готовьте скоростные станции на ринге.
Тишуров пересчитал ребята – их оказалось 11 – и выбрал трех капитанов, которые оперативно набрали себе участников в команды. Но поскольку 12 на три не делится, одной из команд пришлось выступать с численным недобором.
– Хорошо, одна команда – в ринг, две оставшиеся – играют в футбол, – Тишуров успевает уследить за всеми. – Только колеса на место поставьте.
Колеса, а точнее покрышки довольно внушительных размеров служили воротами. Ребята быстро расположили их по противоположным сторонам зала, а взрослые в это время ставили в ринге скамейки, чертили квадраты, т.е. готовили все необходимое для скоростной тренировки.
Голос тренера известил о начале игры:
– Готовы? Правила помните? В люстру не бить! Поехали, время!
– Зачем им футбол?
– Гибкое спортивное мышление – раз. Принятие ситуативных решений – два. Координация, чувство паса, развитие точности — три. Но в первую очередь развивается гибкий ум ребенка. Если все время их затачивать только под тайский бокс, они будут однообразными и неинтересными. А в футболе присутствует игровой момент, коллектив, командное общение. Очень много плюсов. И разрядка психологическая.
В этот момент мяч попал в стоящий на полу секундомер и со странным звуком отскочил обратно.
– Отлично, метроном сломали нам! – шутя, прикрикнул Тишуров.
К счастью, метроном оказался цел и невредим.
– Для этого только футбол подходит?
– Баскетбол хорошо. В волейбол им тяжело играть. Зимой мы хоккей практикуем. Но это же не каждую тренировку, у нас все-таки секция тайского бокса, а не футбола. Но раз в неделю такое нужно устраивать. Здесь две группы играют в футбол, третья работает на скоростных станциях. Там развитие скоростных качеств, координации, а здесь – игровое мышление.
– Сколько раз в неделю тренируются дети такого возраста?
– Три раза. Малышам я не даю тренировки каждый день — для них это тяжело. Они должны отдыхать, в первую очередь отдыхать физически. Если я вижу, что ребенок этим живет, что глаза горят, что он хочет выступать и что по параметрам и качествам он проходит, то с 13 лет он может тренироваться в сборной клуба каждый день. Когда идет подготовка к серьезным турнирам, то бывает и по два раза.
Под эти слова в голову Никите, самому младшему из занимающихся, прилетел мяч. Со стороны показалось, что удар был довольно сильным.
– Ух ты! Даже не заплакал! – отреагировал тренер.
Никита и правда держался молодцом.
Первый матч был окончен, и для дальнейшей работы командам нужно было поменяться: проигравшие отправилась в ринг на скоростную тренировку, победившие остались ждать следующего соперника. Учитывая, что в первом матче играли команды с разным количеством участником (3 против 4), неудивительно, что сильнее оказалась команда с численным преимуществом. Но тренер и здесь находит повод по-доброму подтрунить над проигравшими:
– Вас трое было, но у вас боевой дух был выше, этим надо было брать! Вон Никитосу мяч в нос попал – мячу больнее было.
Команды поменялись местами и под постоянное напоминание Тишурова присматривать за Никитой, снова принялись за работу.
– На каком этапе тренировок ребенка в первый раз ставят на спарринги?
– Здесь все сугубо индивидуально. Есть малыши, которые первый раз приходят к нам на тренировки в тот день, когда у нас спарринги. Я всех строю в конце тренировки и спрашиваю, кто хочет поспарринговаться. И эти малыши, бывает, уже руки тянут :). А бывает, что ребенка родители проводят, и есть ощущение, что сам он до конца не знал, попадет он на бокс или на урок фортепиано. Конечно, таких детишек нужно подвезти к работе в парах, и уж тем более к спаррингу. А тех, кто рвется в бой и проявляет огромное желание, можно ставить и пораньше, предварительно научив их азам защитных и атакующих действий, обязательно в полной экипировке (шлемы, жилеты, перчатки, большие щитки) и с опытным человеком в качестве рефери.
Второй матч закончился ничьей, и для выявления победителей пришлось бить пенальти. Попасть по таким небольшим, да еще и круглым воротам даже с маленького расстояния оказалось непросто – первый же удар был пробит мимо. Зато второй попал точно в цель, и победитель определился в первой же серии пенальти.
Команды в последний раз поменялись местами, и начался третий круг.
– И что будет потом?
– Сегодня пятница – это большой объем работы в парах.
– Что самое сложное в работе с детьми?
– Наверное, уделить внимание каждому. Если в группе было всего 1-2 человека, которые на соревнованиях выступают, было бы проще: с группой одна работа, с этими ребятами — другая. Но здесь огромное количество детей, и если кому-то из них недодавать внимания, они не будут расти. А мне как максималисту хочется, чтобы каждая тренировка была шагом вперед. Для этого нужно построить тренировочный процесс и держать дисциплину. Они, конечно, дети, но если дать слабину, то на голову сядут и еще ноги свесят. А если такое происходит, о какой тренировке может идти речь?
Третий футбольный матч закончился, а вместе с ним и первая часть тренировки. Ребята убрали колеса и начали бинтоваться. Но и здесь тренер не дает им расслабиться ни на минуту:
– Ребятки, бинтуемся. Кто не бинтуется, прессик качает. И выполняйте ударные связки руками!
– Раз уж здесь тренируются и взрослые, кому легче дается: родителям или детям?
– Однозначно детям дается легче. Взрослые – люди, пришедшие из разных сфер: кто-то в такси работает, кто-то в офисе целый день сидит. Они немного очерствели, но очень довольны. Хоть здесь и специальная тренировка для детей, но нагрузка тоже неслабая. Серега, сколько у тебя за год ушло веса?
– 12 кг.
– А у тебя, Саша?
– Уже, наверное, 13.
– Вот такие результаты. Это точно лучше, чем сидеть в машине и втыкать в телефон. Движение, растяжка – все это идет на пользу организму. Тем более тайский бокс — прикладной вид. Мало ли что в жизни может произойти. Но вообще, я запрещаю использовать технику тайского бокса на улице. Всегда прошу, чтобы до последнего пытались решить вопрос мирно, а если все-таки придется за себя постоять, чтобы делали это максимально аккуратно.
– С какого возраста детям можно участвовать в соревнованиях по тайскому боксу?
– По правилам — с 12 лет. Но недавно мы ездили на первенство мира в Таиланд, там официально можно выступать с 10, но с ограничениями: нельзя наносить удары в голову. Бывают ситуации, когда ребенок занимается с 7 лет, и ждать три года – это очень долго. Тогда тренеры договариваются между собой на каком-нибудь турнире выпускать таких детишек в ринг. Малышам нужен этот выплеск. Очень трудно держать ребенка в узде до наступления десятилетнего возраста. А так они получают первый боевой опыт.
– Ребятки, шевелимся! У нас сегодня большой объем работы в парах! – тренер поторапливает своих подопечных.
– Бывает, что после первого боевого опыта весь запал пропадает?
– По-разному бывает. Бывает, что ребенку это очень легко далось, выиграл, т.е. выполнил программу минимум для себя и вообще завязал с тренировками. Это скороспелки и они быстро отваливаются. Те, у кого быстро получаются, очень редко долго засиживаются. Таким талантливым ребяткам в жизни многое легко дается и не всегда они привыкли кропотливо трудиться. И когда выходят на взрослый уровень, где нужно каждый день пахать, оказываются к этому не готовы.
Процесс экипирования как-то затянулся. Кто-то уже справился, а кто-то был в самом начале.
– Они всегда так долго экипируются?
– Слышали «комплимент»? Сказали, что вы слишком долго экипируетесь! – Виталий не упускает возможности поторопить малышей. — Зато у них столько экипировки, что пока всю оденешь, можно не разминаться – сок уже пустил :).
Экипировки и правда много: шлемы, защита на голень, налокотники, перчатки и жилеты.
Пока дети продолжали экипироваться, тренер разбил их на пары по трем параметрам: опыт, вес и возраст. Эти пары должны работать между собой почаще. Понятно, что взрослых мужиков с детьми в пары не поставишь, поэтому Тишуров нашел для них другое задание:
– Мужики, вы либо троечкой работаете, либо берете нечетного малыша к себе. Ну, или работаете на мешках.
Нечетным малышом, кстати, оказался Никита.
Полностью экипировавшись, разогревшись и разбившись на пары, ребята расположились в ринге и приготовились внимательно слушать тренера, который показывал им связки ударов.
– Ручки держим возле носа, а то я вас сейчас с Лешей познакомлю!
С Лешей? С каким Лешей?
– Это мой помощник, – улыбается тренер и показывает пластмассовую палку метра полтора длиной с прикрепленной на один конец боксерской перчаткой. – В первой части тренировки моим помощником был секундомер, а теперь вот он. Нет-нет да и проучит :).
– Такого я еще ни у кого в зале не видела.
– Это свои наработки :). Это мои первые перчатки, кстати. Им больше десяти лет. Вот пригодились :).
– Бывают случаи, когда ребенок хорошо показывает себя на тренировках, но в ринге теряется?
– Бывает такая ситуация и бывает обратная. Это давно описанный синдром. Чемпион мира по лапам, просто красавчик в зале, на тренировках у него все получается, своих пацанов разбивает, но как только выходит на соревнования, сдувается и ищет пятый угол. Бывают такие ребятки — у них с духом не все в порядке. Трудно таким деткам. Очень переживают родители, очень переживают дети, очень переживаю я за таких ребят. Потому что они действительно стараются, работают в зале, но что-то внутри них мешает проявить им себя на соревнованиях.
– И что делать в таких случаях?
– Из опыта знаю, что невозможно это всковырнуть, достать искусственно. Но недавно прочитал литературу, где было написано, что таких детей нужно придержать. Вот мы говорили о том, что можно официально биться с 10 лет. Некоторые дети в таком возрасте уже сами рвутся в ринг. Но вот таких малышей наоборот нужно попридержать, чтобы у них столько этого желания накипело, что они смогли преодолеть эту боязнь. Тогда их может и прорвет. У меня сейчас есть такие 1-2 человечка, которые очень стараются, очень хотят драться, неплохо тренируются, но в ринге они теряются. Если хватит у них, у меня и у родителей терпения, попридержим их пока. Проверим теорию.
Даже у самого строго тренера дети иногда выходят из-под контроля. Так произошло и здесь: во время демонстрации очередной ударной связки, ребята отвлеклись, и тренеру пришлось повысить голос:
– Я не буду требовать к себе внимания, я просто отправлю домой сейчас. Если я что-то объясняю, вы должны на меня смотреть и слушать. Поняли меня?
Негромкое «да» прозвучало совсем робко, Тишуров улыбнулся, и повисшее в воздухе напряжение ушло.
Пока все ребята работали в парах, «нечетный малыш» Никита отрабатывал удары на мешке. Порой он выглядел немного потерянным, но тренер не забывал и про него:
– Никитос, ты на мешочке задание сделал? Боксером был, сейчас тайца делай.
– Вы не устаете от детей?
– Я по-другому с ними работаю обычно, это сейчас я с вами общаюсь, а так мне же нужно за каждой парой следить. Устаю, от общего количества тренировок – у меня их 5-7 в день. От сборников больше устаю, от них больше спрос, приходится каждому вдалбливать. А у детишек даже восприятие информации получше, и к тому же я от них столько не требую. Получается – здорово, не получается – ничего страшного, еще раз сделаем. Времени то у них много.